5 проблем взаимодействия промышленных предприятий со стартапами

Традиционные промышленные отрасли далеки от инноваций, а их представители предпочитают опираться на технологии и мощности, которые были созданы десятки лет назад. Все эти активы уже морально и физически устарели как минимум на 17-19 лет. Обновить отрасль могли бы стартапы: оптимизировать процессы, ускорить производство, улучшить характеристики продукции и снизить износ производственных мощностей. Каждая инновация – это возможность для предприятия сэкономить средства, но на данный момент коммуникации между промышленностью и стартапами находятся на низком уровне. Почему так происходит?

1. Нет понимания сути инноваций и их применения

Опрос промышленных предприятий относительно необходимости инноваций показал следующее. 31% компаний считают, что внедрение старпатов помогает им защищать текущее положение на рынке. Еще 24% предприятий пользуются инновациями, так как того требуют законы и регуляторы. 20% компаний стремятся повысить операционную эффективность, а 14% компаний внедрение инноваций нужно лишь ради пиара. И лишь 2% респондентов отметили, что с помощью стартапов они могут выпускать новые продукты и искать способы покорения новых рынков. Статистика показывает, что большинство компаний не представляют, зачем им нужны инновационные решения.

2. С инновациями трудно выиграть тендеры

Большая часть контрактов промышленных предприятий – это тендеры, в которых больше ценится низкая стоимость, нежели количество стартапов и их особенности. Некоторые из них могут оправдать себя в лучшем случае через несколько лет, поэтому у компаний нет мотивации заниматься инновационными проектами, так как с их помощью не получить крупные контракты.

3. Слишком долго принимаются решения

Основной проблемой взаимодействия промышленных предприятий и стартапов является скорость принятия решений. Если на «разворачивание» стартапов требуется от силы 1-2 месяца, обычная российская компания потратит на это не меньше 6 месяцев. И это время займет только анализ потребностей, согласование внедрения инноваций в производственный процесс, запуск тендера. Это слишком долго для стартапа – он такой период может просто не пережить. Из-за затянувшихся сроков возникают лишние расходы, отношения между сторонами оставляют желать лучшего, и продукт замораживается.

4. Стартапы и отечественная промышленность не совместимы

Так получилось, что между молодыми стартапами и многими предприятиями образовалась временная пропасть. В результате авторы инновационных проектов не ассоциируют их с индустриальной сферой. Есть инновационные решения, которые изначально создавались для внедрения в промышленной среде, но это скорее исключение из правил, нежели рядовое явление.

5. Акселерационные программы создаются «для своих»

Резиденты многих технопарков даже не знают, что они могут воспользоваться льготами и субсидиями и потратить их на генерирование новых идей, проверку гипотез. В мировой практике создание акселерационных программ для крупных компаний обычное дело. Именно такой подход помог бы инновационным идеям, однако в нашей стране он пока не очень распространен.

Решат ли проблему технопарки?

По общему мнению экспертов, ситуация в России хоть и медленно, но меняется, и промышленные стартапы иногда получают запросы от крупных корпораций. Однако все равно отмечается нехватка поддержки и отсутствие условий для роста инновационных проектов без риска банкротства. При условии налаживания и укрепления коммуникаций между стартапами и промышленной сферой, в том числе и на законодательном уровне, есть шанс на построение взаимовыгодных отношений между ними.

Комментарии ()

Добавить комментарий